Сотрудничество бизнеса с государством: почему в нынешних условиях это необходимо?

Сегодня в России существует немало источников поддержки бизнеса и стартапов, появляются и новые. Несмотря на это предприниматели сталкиваются с вопросами: как строить грамотные и продуктивные отношения с органами государственной власти и какова вообще необходимость в таком шаге?
Проблемы и пути решения

В большинстве случаев владельцы бизнеса сторонятся государства и не рассматривают его в качестве потенциального делового партнера. Распространено и отношение, при котором в лице государства видится угроза и помеха в развитии дела.

Однако, с течением времени происходят и положительные перемены – сегодня государство стремится выстраивать конструктивные отношения с частным бизнесом, в особенности с малым и средним. Большая ставка делается на молодых и перспективных, создателей и лидеров интересных проектов.
Сотрудничество с государством (GR) в IT

Показательным примером может стать такое взаимодействие в IT-секторе. Недавнее исследование Vinci Agency раскрыло 2 модели работы государства с частными компаниями, продвигающими свою цифровую продукцию:

1. Открытая: организации сами предлагают идеи государству и занимаются их воплощением в жизнь.
2. Закрытая: правительство обращается к IT-компаниям для реализации необходимых госпроектов.

Первая модель характерна для западного мира – стран Евросоюза (не всех), Великобритании и США. Стартапы самостоятельно предлагают правительствам собственные разработки, при этом конечный продукт может быть реализован в двух версиях – для государства и бизнеса, как часто делает такой IT-гигант, как Google.

Закрытая модель, она же может быть названа традиционной, присуща странам Азии, например, КНР или Сингапуру. В этом случае цифровой стартап является внутригосударственной идеей и реализуется через сотрудничество с бизнесом, а конечный продукт сохраняется внутри страны и используется для ее нужд. Примером может послужить сингапурский проект SNDGO для совершенствования местных госуслуг.

Россия еще совсем недавно поддерживала по большей части традиционную закрытую модель, в которой инициативу сотрудничества с частными IT-компаниями брало на себя государство при необходимости создать цифровой продукт. Сейчас в стране понемногу начинается переход к открытой модели и если власти займутся активной поддержкой digital-индустрии, то такие отечественные компании, как Яндекс, Mail.ru Group и другие (в том числе начинающие проекты) имеют шанс стать основой для стремительного развития цифрового сектора в РФ.


Позитивные намеки в информационном поле

В недавнем президентском Указе, в котором были намечены важнейшие цели и стратегии развития страны на период до 2024 года, был упомянут и IT-сектор экономики. Глава государства посвятил ему блок достаточно большого размера. В числе прочих целей указано развитие цифровой экономики и бизнеса, включая акселерацию малого и среднего предпринимательства.


Важно отметить

Данная статья рассматривает исключительно цивилизованное взаимовыгодное сотрудничество государства и предпринимателей. Речь идет о качественном нетворкинге и дружественной реализации стратегии «WIN-WIN». Никакие «купюрные решения» и другие разновидности «лоббизма» для воплощения целей не подразумеваются.

Последнее время максимально актуальными стали инструменты, приносящие качественный эффект и значительный общественный резонанс, при минимуме затрат. Примеры:

  • создание инициатив и их продвижение в органах государственной власти;

  • выступления в СМИ, запуск информационных кампаний;

  • участие в деятельности общественных организаций, рабочих группах при органах государственной власти;

  • организация публичных мероприятий и массовых акций;

  • кооперация с другими участниками;

  • участие в предприятиях структур поддержки бизнеса и так далее


Осталось перечислить конкретные преимущества, которые может получить частный бизнес, сотрудничая с государством:

  1. Получение информационной поддержки от соответствующих институтов, занимающихся поддержкой инновационных компаниях и включением их в карту решений.
  2. Упрощение процесса вывода нового продукта на рынок, помощь в поиске новых рынков сбыта для продукции от уже работающих проектов.
  3. Умножение капитализации бизнеса.
  4. Получение государственных грантов и субсидий.
  5. Улучшение репутации компании, возможность усиления экспертного статуса предпринимателя.

Разумеется, всегда можно продолжать развивать бизнес, не соприкасаясь с государственными структурами, но вопрос эффективности такого подхода остается открытым. На сегодня можно заключить, что взаимодействие с государством при правильном подходе способно сделать бизнес-модель более жизнеспособной, особенно в долгосрочной перспективе.
20 октября / 2020

Есть вопросы? Свяжитесь со мной!
maximbychkovgr@gmail.com
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

© Все права защищены

Made on
Tilda